Люмьерам даже не снилось…
Экспонаты Музея железнодорожной техники в Бресте «засветились» более чем в 30 художественных фильмах
В преддверии 150-летия Белорусской железной дороги, которое приходится на 27 декабря, уникальные экспонаты музея локомотивного депо Брест вспомнились в связи с еще одной знаменательной датой – Днем белорусского кино. Традиционно он отмечается 17 числа этого же месяца.
Впрочем, кинематограф в принципе питает особую страсть к паровозам, тепловозам и подобным транспортным средствам. Ведь зарождался он из стремительно бегущего вдаль и драматично гудящего поезда, увековеченного на экране Огюстом и Луи Люмьерами. Именно эта документальная картина с предельно четким названием «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» стала точкой отсчета для мирового кино.
Даже по прошествии не одной сотни лет отечественные мастера полного и неполного метра стараются не отставать от зарубежных коллег. Однако не только этим объясняется неугасающий интерес к раритетным паровозам, которые во всей красе представлены в брестском Музее железнодорожной техники.
Кстати, самим экспонатам необычного музея позавидуют даже маститые артисты, ведь у них на счету «роли» более чем в 30 художественных картинах. Это и такие новинки, как «Немец» Александра Ефремова, «Охота на Гауляйтера» Олега Базилова, и полюбившиеся зрителям картины, среди которых «Застава Жилина», «Снайпер 2. Тунгус», «Последний бронепоезд», «Брестская крепость», «В июне 41-го» и другие. Кроме того, паровозы из музейной коллекции стали частью эшелона Победы во время одноименной российско-белорусской акции, приуроченной к 65-летию Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Тогда состав в виде декорированного тягача образца 40-х годов, вагонов, теплушек и платформ с танками Т-34 держал путь из Бреста в Москву с временными остановками в Барановичах, Минске, Орше, Гагарине и Смоленске.
Следует заметить, что появление музея в Бресте значительно усилило симпатии киношников к железнодорожной технике. Если раньше подобного рода раритет существовал вразброс по стране, то отныне уникальная коллекция, состоящая из паровозов и тепловозов разных серий, грузовых и пассажирских вагонов постройки 1903-1940 годов, «прописалась» в собственном доме под открытым небом. Это означало, что поиски того или иного локомотива в рабочем состоянии сужались до конкретного адреса.
– Кинематографисты, как правило, сначала осматривают экспонаты на предмет соответствия времени и месту, а также духу картины, – рассказывает директор музея Виктор Грицук. – От нас же требуется проверить выбранный паровоз, заправить его и подготовить к съемкам. Особым спросом у режиссеров пользуется военный либо довоенный транспорт, в частности, популярен грузовой.
Как оказалось, и первый, и второй представлены в музее весьма широко. Здесь разместились отечественные довоенные локомотивы грузовых серий СО-17 (Серго Орджоникидзе), которые первыми въехали в побежденный Берлин, а также дипломант Всемирной выставки в Париже 1938 года красавец Феликс Дзержинский (ФД-20), к слову, мощнейший в Европе.
В числе экспонатов значится и первый грузовой тягач, построенный на Коломенском паровозостроительном заводе во время Великой Отечественной войны – локомотив Эр 750-01. В отдельной секции находится колонна немецких трофейных паровозов 52-ой серии. Именно на них с завидным постоянством обращают внимание киношники.
К примеру, один из таких, 1943 года выпуска, пришелся по душе постановочной команде фильма «Снайпер 2. Тунгус». Для более близкого знакомства с металлическим красавцем съемочная группа во главе с режиссером Олегом Фесенко посетила Брест. Однако, чтобы удовлетворить режиссерскую задумку, потребовался целый подвижной состав из 8 вагонов и того самого черного локомотива, заправляемого углем.
Съемочный процесс, к тому же, развернулся едва ли не за воротами музея брестского локомотивного депо. Наиболее внимательные зрители без труда узнают в сценах фильма «Снайпер…» железнодорожный вокзал в областном центре. А пытливые взоры специалистов-краеведов, пожалуй, отметят кадры, сделанные на станции Дубица в 35 километрах от Бреста. Здание, построенное в конце XIX века и чудом сохранившееся до наших дней, впрочем, стало местом действия и для другой военной картины – «Охота на Гауляйтера», а один из музейных угольных тягачей снова замелькал в кадре.
Во время съемок «Заставы Жилина» выбор постановщика Василия Пичула пал на немецкий военный паровоз ТЭ-8021. На протяжении нескольких месяцев работники локомотивного депо Брест-Восточный готовили металлического «артиста» к очередному выходу на сцену, а точнее –
на голубой экран. Однако съемочную группу картины привлек не только раритетный транспорт – под прицелом кинокамер оказалось и само депо, которое выступило в роли довоенного паровозоремонтного завода.
Тем не менее, сотрудники Музея железнодорожной техники локомотивного депо Брест без зависти и с огромным уважением относятся к успешной «карьере» своих паровозов. Опытные специалисты нередко консультируют киношников, а иногда даже помогают определиться с выбором. Ведь многообразие вариантов, представленное здесь, поразило бы даже пресловутых Люмьеров. Впрочем, об этом мы можем только догадываться…
Нина ЛЕОНОВЕЦ, «НТ».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.