Люмьерам даже не снилось…

Люмьерам даже не снилось…

Нет времени читать? Получите краткое изложение

ChatGPT Perplexity Grok Google AI

Экспонаты Музея железнодорожной техники в Бресте «засветились» более чем в 30 художественных фильмах

В преддверии 150-летия Белорусской железной дороги, которое приходится на 27 декабря, уникальные экспонаты музея локомотивного депо Брест вспомнились в связи с еще одной знаменательной датой – Днем белорусского кино. Традиционно он отмечается 17 числа этого же месяца.
Впрочем, кинематограф в принципе питает особую страсть к паровозам, тепловозам и подобным транспортным средствам. Ведь зарождался он из стремительно бегущего вдаль и драматично гудящего поезда, увековеченного на экране Огюстом и Луи Люмьерами. Именно эта документальная картина с предельно четким названием «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты»  стала точкой отсчета для мирового кино.
Даже по прошествии не одной сотни лет отечественные мастера полного и неполного метра стараются не отставать от зарубежных коллег. Однако не только этим объясняется неугасающий интерес к раритетным паровозам, которые во всей красе представлены в брестском Музее железнодорожной техники.

Кстати, самим экспонатам необычного музея позавидуют даже маститые артисты, ведь у них на счету «роли» более чем в 30 художественных картинах. Это и такие новинки, как «Немец» Александра Ефремова, «Охота на Гауляйтера» Олега Базилова, и полюбившиеся зрителям картины, среди которых «Застава Жилина», «Снайпер 2. Тунгус», «Последний бронепоезд», «Брестская крепость», «В июне 41-го» и другие. Кроме того, паровозы из музейной коллекции стали частью эшелона Победы во время одноименной российско-белорусской акции, приуроченной к 65-летию Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Тогда состав в виде декорированного тягача образца 40-х годов, вагонов, теплушек и платформ с танками Т-34 держал путь из Бреста в Москву с временными остановками в Барановичах, Минске, Орше, Гагарине и Смоленске.
Следует заметить, что появление музея в Бресте значительно усилило симпатии киношников к железнодорожной технике. Если раньше подобного рода раритет существовал вразброс по стране, то отныне уникальная коллекция, состоящая из паровозов и тепловозов разных серий, грузовых и пассажирских вагонов постройки 1903-1940 годов, «прописалась» в собственном доме под открытым небом. Это означало, что поиски того или иного локомотива в рабочем состоянии сужались до конкретного адреса.
– Кинематографисты, как правило, сначала осматривают экспонаты на предмет соответствия времени и месту, а также духу картины, – рассказывает директор музея Виктор Грицук. – От нас же требуется проверить выбранный паровоз, заправить его и подготовить к съемкам. Особым спросом у режиссеров пользуется военный либо довоенный транспорт, в частности, популярен грузовой.
Как оказалось, и первый, и второй представлены в музее весьма широко. Здесь разместились отечественные довоенные локомотивы грузовых серий СО-17 (Серго Орджоникидзе), которые первыми въехали в побежденный Берлин, а также дипломант Всемирной выставки в Париже 1938 года красавец Феликс Дзержинский (ФД-20), к слову, мощнейший в Европе.
В числе экспонатов значится и первый грузовой тягач, построенный на Коломенском паровозостроительном заводе во время Великой Отечественной войны – локомотив Эр 750-01. В отдельной секции находится колонна немецких трофейных паровозов 52-ой серии. Именно на них с завидным постоянством обращают внимание киношники.
К примеру, один из таких, 1943 года выпуска, пришелся по душе постановочной команде фильма «Снайпер 2. Тунгус». Для более близкого знакомства с металлическим красавцем съемочная группа во главе с режиссером Олегом Фесенко посетила Брест. Однако, чтобы удовлетворить режиссерскую задумку, потребовался целый подвижной состав из 8 вагонов и того самого черного локомотива, заправляемого углем.
Съемочный процесс, к тому же, развернулся едва ли не за воротами музея брестского локомотивного депо. Наиболее внимательные зрители без труда узнают в сценах фильма «Снайпер…» железнодорожный вокзал в областном центре. А пытливые взоры специалистов-краеведов, пожалуй, отметят кадры, сделанные на станции Дубица в 35 километрах от Бреста. Здание, построенное в конце XIX века и чудом сохранившееся до наших дней, впрочем, стало местом действия и для другой военной картины – «Охота на Гауляйтера», а один из музейных угольных тягачей снова замелькал в кадре.
Во время съемок «Заставы Жилина» выбор постановщика Василия Пичула пал на немецкий военный паровоз ТЭ-8021. На протяжении нескольких месяцев работники локомотивного депо Брест-Восточный готовили металлического «артиста» к очередному выходу на сцену, а точнее –
на голубой экран. Однако съемочную группу картины привлек не только раритетный транспорт – под прицелом кинокамер оказалось и само депо, которое выступило в роли довоенного паровозоремонтного завода.

Тем не менее, сотрудники Музея железнодорожной техники локомотивного депо Брест без зависти и с огромным уважением относятся к успешной «карьере» своих паровозов. Опытные специалисты нередко консультируют киношников, а иногда даже помогают определиться с выбором. Ведь многообразие вариантов, представленное здесь, поразило бы даже пресловутых Люмьеров. Впрочем, об этом мы можем только догадываться…
Нина ЛЕОНОВЕЦ, «НТ».

Нет времени читать? Получите краткое изложение

ChatGPT Perplexity Grok Google AI

Предыдущая запись

На конкурсе прафесійнага майстэрства баранавіцкія гандляры заваявалі “срэбра”

Следующая запись

Не даць у крыўду братоў меншых