Беларусь

Вперед в… прошлое


Тепловозы, паровозы, электровозы в Музее железнодорожной техники не только идели, как пишется история, но и стали ее частью
Чего стоит только посмотреть, прикоснуться и даже почувствовать себя машинистом в кабине паровоза 1929 года выпуска – самого старенького, но очень ценного экспоната!.. Вот уж действительно, не средство передвижения, а роскошь! На территории музея таких раритетов множество, и все они доступны для простого обывателя.  Не зря ведь за относительно небольшой срок существования (а создан музей в 2002 году) он стал очень популярным среди горожан и гостей города.
У истоков уникальной коллекции стоял создатель музея, почетный железнодорожник Аркадий Приветень. Именно по его инициативе с разных уголков бывшего Союза в Брест начали свозить раритетную технику. Теперь тут можно получить эстетическое удовольствие от времяпрепровождения среди локомотивов и вагонов начала прошлого века и современности. В одном из вагонов – почтовом – работают две экспозиции. На одной представлены светосигнальные приборы и история вагоностроения, а на другой – железнодорожная электросвязь, начиная от аппаратов Морзе до переносных радиостанций. Из общей экспозиции выделяется пушка, которую предоставило Министерство обороны Республики Беларусь, и вагон детской железной дороги в Минске.
Место расположения музея выбрано неслучайно: наш город является крупным приграничным транспортным узлом и имеет богатую историю, связанную с “железкой”. Выбранная недалеко от Брестской крепости площадка очень удобна для местных туристических маршрутов. А желающих побывать в музее много. Часто проводятся экскурсии для школьников и студентов, рабочих коллективов. Основными посетителями являются увлеченные люди, учащиеся специальных учебных заведений, иностранные туристы.

В настоящее время увеличился спрос киностудий, которые применяют на киносъемках действующие музейные экспонаты. Также рассматривается вопрос о возобновлении использования действующих музейных экспонатов в туристических маршрутах по стране. Примечательно, что популярным является музей и у любителей техники, как ни странно, среди них много женщин. По словам научного сотрудника Виталия Ляшука, устройство паровоза похоже на котельную, только пар используется не для отопления, а для движения.

В музее относительно небольшой, но сплоченный коллектив единомышленников: вместе с директором Виктором Грицуком – всего 12 человек. Однако им удается и поддерживать технику в надлежащем состоянии, и обновлять коллекцию, а также проводить интереснейшие экскурсии, во время которых любой желающий может почувствовать себя машинистом или, например, VIP-пассажиром штабного вагона прошлого столетия. Да-да, особенностью этого музея под открытым небом является возможность не только рассмотреть экспонаты снаружи и послушать занимательный рассказ экскурсовода, но и, как говорится, прикоснуться к истории в прямом смысле. И даже далекий от техники человек поймет устройство работы паровоза.
Работниками Музея железнодорожной техники проводятся бесплатные экскурсии для молодых специалистов, готовящихся к дальнейшей работе на железнодорожном транспорте. Музей активно участвует в празднованиях, посвященных Дню Победы, 23 февраля, Дню города, 1 Мая, Дню памяти 22 июня, и других культурных мероприятиях, проводимых в нашем городе. И, конечно же, в Дне железнодорожника. Работа Брестского музея железнодорожной техники, несомненно, повышает образованность посетителей, знакомит их с историей и развитием железнодорожной техники, а также в целом развивает кругозор.
– Конечно, посетители бывают разные: есть и такие, кто хочет непременно унести часть машины с собой, – сетует Виктор Владимирович. – Приходится постоянно чинить локомотивы после таких вандальных посещений. Однако закрывать технику не будем, потому что это, как говорит молодежь, наша фишка.
Музей неоднократно становился победителем конкурса среди комнат и музеев боевой славы, который проводит Белорусская железная дорога, и даже в этом году подтвердил звание “Лучшего музея”. В 2009 году музей стал лауреатом премии облисполкома в области качества в номинации “Услуги населению”, а в этом –  выдвинут уже на республиканскую премию.

Смело можно утверждать, что Музей железнодорожной техники является популярным и среди молодежи, которую не очень-то в музеи заманишь. А вот сюда идут охотно – потому что интересно. Собирать коллекцию начали задолго до открытия музея, технику искали, реставрировали, пригоняли из самых отдаленных городов. А идея создания музея родилась намного раньше, еще в начале 90-х. На этот период приходится основная работа по сбору коллекции и реставрации будущих экспонатов.
Музей является уникальным и не имеет конкурентов. Есть только аналоги – например, Музей железнодорожной техники в Барановичах.
В июле 2009 года Музей железнодорожной техники посетили председатель Европейской федерации музейных и туристических железных дорог Дэвид Морган и председатель Фонда сохранения железнодорожного наследия новой Европы Стивен Виггс для решения вопроса о включении музея в международный список исторических музеев, связанных с хранением и восстановлением железнодорожной техники, а также включения действующих экспонатов брестского музея в международные экскурсионные маршруты.
Между тем, в гостевой книге музея и так уже много восторженных отзывов от иностранных туристов, которые побывали здесь на экскурсии. Впрочем, за один раз вряд ли удастся все рассмотреть и изучить – для этого необходимо несколько экскурсий. Зато у брестчан такая возможность есть всегда.
Музей железнодорожной техники – вторая остановка на пути ознакомления читателей “Народнай трыбуны” с работой локомотивного депо Брест. А наш экспресс движется дальше…
Ольга СВИРИДОВИЧ, “НТ”.
Фото автора.

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Генерация пароля